‘Чернобыль – как бы нам хотелось забыть это слово. Чернобыльская катастрофа открыла сундук Пандоры и выпустила в мир невидимых врагов и страх перед неизвестностью. Уверен, что большинство из нас считает, что все это осталось в прошлом. Однако есть две важных причины, из-за каких нельзя забыть эту трагедию. Во-первых, если мы забудем о Чернобыле, возрастет риск подобных технологических и экологических катастроф в будущем. Во-вторых, больше семи миллионов таких же людей как мы, не могут разрешить себе забыть. Они и до сих пор страдают, страдают каждый день, в результате трагедии, которая произошла 14 лет назад. Без сомнения, наследство Чернобыля останется с нами и с нашими потомками на много поколений вперед’.
Эти слова Генерального секретаря ООН Кофи Аннана также будут оставаться актуальными на много поколений вперед.
Так как, за двадцать лет после Чернобыльской катастрофы, которая признана техногенной аварией планетарного масштаба, человечество старается ответить на одни и те же вопросы, которые беспокоили его в 1980-х годах: может ли атом быть мирным? Как сделать невозможным ядерный терроризм? Где искать мощные энергетические источники, альтернативные атомным ? Мир изучает опыт Чернобыля, надеясь найти ответа на эти и подобные вопросы. Но пока что они, эти вопросы и эти ответы, кажутся риторическими, а мы все – своеобразными пост Чернобыльскими сталкерами.
Что значит Чернобыль для Украины? По данным правительства, это – почти три миллиона украинцев, которые пострадали вследствие аварии, из них 617 660 детей. Свыше 19 тысяч семей получают льготы в результате потери кормильца, смерть которого связанная с аварией на ЧАЭС. 160 тысяч лиц с 170 населенных пунктов вокруг станции были отселены в результате загрязнения территории радиоактивными выбросами. А еще существуют проблемы вывода ЧАЭС из эксплуатации, перестройки объекта ‘Укрытие’ (‘саркофаг’) соответственно требованиям техногенной и ядерной безопасности, захоронения топлива и загрязненных отходов и т.п…
Известный общественный деятель, писатель, врач Юрий Щербак убежден, что Чернобыльские, пост Чернобыльские проблемы надо рассматривать лишь в общем контексте энергетической и техногенной безопасности Украины:
‘ Независимость Украины, как бы цинично это не звучало, связанная с Чернобыльской аварией. Катастрофа на ЧАЭС и откровенное вранье лидеров СССР были одним из факторов, которые за 5 лет послужили причиной распада Советской империи, которые буквально убили обычную веру большинства людей – в частности в Украине, России и Белоруссии – в советскую идеологию, в умение лидеров КПСС говорить правду, защищать своих сограждан. И теперь, говоря об ядерной энергетике, уже в суверенной Украине, мы не можем повторять ошибок тех советских пропагандистов, тех научных работников (подобных академику Александрову), которые разрабатывали тип Чернобыльского реактора – и говорить , что все это безопасно, что это может быть в центре любого украинского города. Мы должны помнить: мы живем рядом с риском. И мы должны идти на разумный риск – всемерно повышать безопасность реакторов. Новая власть предложила украинским гражданам свое виденье энергетического развития государства, предложив построить одиннадцать новых реакторов. И я хочу сказать: нет уверенности, что эти реакторы будут намного безопасней тех, которые стоят на ЧАЭС, что там не будут возникать серьезные внештатные ситуации. Считаю, что у нас нет права игнорировать Чернобыльский опыт, с одной стороны, а с другой стороны – мы должны обеспечить энергетическую безопасность и энергетическую независимость Украины’.
Ведущий эксперт Национального экологического центра Украины Юрий Урбанский подчеркнул: обеспечить энергетическую безопасность Украины благодаря построению новых ядерных энергоблоков невозможно, такая постановка вопроса не учитывает ни Чернобыльского опыта, ни возможностей энергосберегающих технологий и альтернативных энергоисточников. По словам господина Урбанского, ‘украинские члены правительства- и нынешние, и предыдущие – отстаивают позицию сторонников атомной энергетики. Почему-то атомная энергетика у нас похожа на какой- то либо гигантский, но виртуальный проект ,мол, посмотрите, мы на АЭС генерируем большие мощности электроэнергии, которые можно импортировать. И для всех правительств атомная энергетика – лакомый кусок, привлекательные проекты, за счет которых они стараются получить: с одной стороны – благосклонность народа в стране, а с другого – приобрести расположение промышленного лобби. А об уроках аварии на ЧАЭС со времен президентства Л. Кравчука у нас принят вспоминать каждый год в апреле, когда подходит очередная Чернобыльская годовщина . Но ведь Чернобыль плюс двадцать лет – это непосредственно ситуация со снятием с эксплуатации ЧАЭС, которую было остановлено в 2000-му году . Это также нынешнее состояние Саркофага, это то, как используются средства международной помощи, которое предоставляется Украине для преодоления последствий аварии на ЧАЭС их минимизации, это социальная защита населения, и т.п.’.
Специалист по вопросам ядерной энергетики Владимир Шевченко напоминает: ‘Проблема номер один с первых дней существования атомных электростанций в Украине и по сей день – это, среди других, изоляция высокоактивных и средне-активных отходов и использованного ядерного топлива. Украина отправляет их в Россию, при этом платит огромные средства, и россияне целиком могут устроить еще одну войну против украинцев, ‘войну отходов’. Возьмут и резко подымут цены за свои услуги в этой сфере. Конечно, Украина – государство густонаселенное, и строить здесь ядерные могильники крайне опасно. С другой стороны, украинские научные работники давно разработали проекты построения могильников продолжительного хранения, которые были бы расположены в грунтах специального типа. Но если проблема захоронения радиоактивных отходов не будет решена – расстраивать в дальнейшем атомную энергетику очень опасно’.
И еще одна проблема, которая постоянно напоминает о существовании Чернобыля – это само поселенцы, которые после эвакуации весной 1986 года вернулись к отчим домам на территории, которые испытали прямое радиоактивное влияние. Это Полесье , одно из тех мест Украины, где сохранились обычаи пращуров, традиции, легенды и песни . И где люди, по словам этнографа Алексея Доли, живут, рассчитывая на Бога и собственные силы, считая себя забытыми всем миром .
Богдана КОСТЮК, журналист, ”Другая Сторона”