Инвестиционная программа акционерного общества РАО ЕЭС, которое объединяет практически всю российскую энергетику, предполагает увеличить производство энергии на 40,9 ГВт к 2011 году. Эта цифра составляет почти 25% суммарной установленной мощности российской энергогенерации. Достичь таких результатов холдинг намерен в основном за счет строительства новых угольных и атомных станций, а также ряда крупных ГЭС на Дальнем Востоке.

Экологи считают программу РАО ЕЭС социально неприемлемой и экономически нецелесообразной. По их мнению, программа стимулирует рост энергопотребления и разработана в интересах топливных компаний компаний.

«Неправительственные организации России считают приоритетной задачу энергосбережения и настаивают на скорейшей разработке и реализации программы законодательного, организационного и финансового обеспечения энергосбережения в России», – говорится в публичном заявлении, которое подписали 19 экологических организаций, в том числе «Гринпис Россия», «Экозащита!», Международный социально-экологический союз и Центр охраны дикой природы.

Мнение зеленых поддержал депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по возобновляемым источникам энергии Валентин Иванов.

«Эпизоды мировой энергетики с использованием ископаемых нефти и газа завершатся практически в этом столетии. Нужна альтернатива, лучше в виде чистой энергии, насколько это возможно. Каменный уголь станет основным энергоносителем. Но уголь – это выбросы вредных веществ и метана – парникового газа. К тому же, уголь – это неизбежные смертельные случаи при подземной добыче», – заявил Иванов в интервью «Беллоне.Ру».

В новой инвестпрограмме РАО ЕЭС ставит задачу максимально сократить долю газа в энергетическом балансе страны – за счет увеличения доли других ресурсов. К 2010 году доля газовой энергетики должна снизиться с 69 до 67%, а к 2015 году достигнуть уровня в 60%. Одновременно, как предполагается, доля угля подскочит с 27% в 2006 году до 37% в 2015.

Кроме того, планируется ввести в строй Богучанскую ГЭС на реке Ангаре мощностью
3000 МВт и Бурейскую ГЭС на реке Бурее (Амурская область) мощностью 2000 МВт. При этом основным потребителем энергии Богучанской ГЭС станет алюминиевый завод компании РУСАЛ, подписавшей договор о сотрудничестве с «дочкой» РАО ЕЭС – «ГидроОГК».

Несколько «мега-проектов» еще находятся в стадии рассмотрения – это Южно-Якутский гидроэнергетический каскад (от 4000 до 6000 МВт) и Эвенкийская ГЭС (18 000 МВт).

Программа также предполагает сооружение двух атомных энергоблоков ВВЭР-1000 до 2010 года.

«Чтобы избежать энергодеффицита, мы должны развивать все источники – атомную, тепловую и гидроэнергетику. При этом необходимо учитывать специфику регионов. В Сибири, например, где есть угольные разломы, имеет смысл строить угольные станции. А там, где есть готовые площадки для строительства атомных станций, необходимо рассмотреть такую возможность», – сообщил пресс-секретарь РАО ЕЭС «Беллоне.Ру».

Возобновляемые источники

Согласно программе, до 2010 года будут введены строй возобновляемые источники энергии общей мощностью 336 МВт, что составляет чуть более 1% от всех вводимых мощностей.

РАО ЕЭС планирует сооружение малых ГЭС, Кольской и Мезенской приливных электростанций (ПЭС). Кроме того, в программе значатся ветроустановки общей мощностью 20 МВт, однако их строительство пока еще остается под вопросом.
«Решения по ветроэнергетике пока еще нет. Сейчас рассматриваются проекты ветропарков в Калининграде и Калмыкии», – сообщил «Беллоне.Ру» пресс-секретарь компании «ГидроОГК», которая займется сооружением новых гидро- и ветростанций. В Калиниградской области ветропарк существует с 2002 года. Это 21 ветроустановка суммарной мощностью 4,5 МВт.

Между тем, альтернативные источники энергии могут дать намного больше. По данным «Энергетической стратегии России до 2020 года», их потенциал в России составляет более 25% от годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране.

Что касается ветроэнергетики, ученые оценивают ее возможности примерно в 20 тыс. МВт, что равносильно, например, 20 атомным энергоблокам. Речь идет, прежде всего, о регионах Крайнего Севера, побережьях и островах северных и восточных морей от Мурманска до Находки, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей и ряде других мест.

Кроме того, по мнению экологов, РАО ЕЭС недооценивает возможности энергосбережения, а это более 40% всего энергопотребления в стране. Эксперты «Гринпис» считают, что только перевод теплоэлектростанций на парогазовый цикл сократит энергопотребление на 20% к 2050 году.

«Только за счет модернизации газовой энергетики мы можем сэкономить столько газа, сколько его замещают все атомные станции России, и даже больше», – заявил руководитель энергетической программы Владимир Чупров.

Развитие возобновляемых источников и энергосбережения позволило бы отказаться от множества масштабных и экологически опасных проектов, сократив при этом выбросы парниковых газов. В Европе это направление энергетической политики признается одним из важнейших. Так, в ходе мартовского саммита в Брюсселе страны-члены Европейского союза взяли на себя обязательства довести количество энергии, получаемой из возобновляемых источников – ветряных турбин и солнечных батарей, к 2020 году до 20% от общего количества потребляемой в ЕС энергии. Это позволило Евросоюзу выйти на еще одно важнейшее решение – принять обязательства по сокращению к 2020 году на 20% выбросов углекислого газа.

«Проблема реэнергетики (к ней мы относим возобновляемую энергетику, энергоэффективность и энергоресурсосбережение) назрела и перезрела. Это многие понимают. Мы отстаем и несем не только экономические, но и политические издержки. В нашем тесном мире все чаще звучит вопрос: кто не гасит свет в коридоре? При этом многозначительно смотрят на Россию», – говорит Иванов.

Политическая воля

Экологи и ученые в разных регионах выдвигают десятки предложений по развитию возобновляемых источников – созданию ветропарков, малых ГЭС, внедрению биоэнергетических и солнечных установок. Расчеты показывают экономическую целесообразность и преимущество таких решений перед традиционными видами топлива.

В Мурманской области власть поддержала экологов, пока, однако, только на словах. В апреле 2006 года губернатор Юрий Евдокимов, ОАО «Колэнерго», Кольский научный центр РАН и компания ЗАО «Ветроэнерго» подписали соглашение о совместной разработке программы развития ветроэнергетики в Мурманской области. А в декабре Евдокимов поддержал требование экологических организаций достичь 20-процентной доли ветроэнергетики в энергобалансе региона к 2020 году. Однако усилий местных властей в этом деле недостаточно: необходим закон, регулирующий выработку и продажу альтернативной энергии, считают специалисты.

«Нужно в течение 50 лет перестроить энерегетический баланс страны. А это не только новые источники энергии, но и новые устройства ее конечного потребления. Ценовые сигналы здесь запаздывают. Нужна упреждающая государственная политика. А для это и нужна законодательная база. И полноценные субъекты ее реализации», – заявляет Иванов.

В прошлом году специалисты РАО ЕЭС разработали проект закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». Законопроект устанавливает льготы производителям «чистой» энергии. По словам пресс-секретаря компании «ГидроОГК», проект «со дня на день» должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму Комитетом по энергетике, транспорту и связи.

Депутат Иванов менее оптимистичен в прогнозах: «Трудно сказать, когда законопроект будет внесен в Госдуму. С самим законом Дума знакома давно и многие положения имеют поддержку среди специалистов Комитета по энергетике транспорту и связи. Но, прежде всего, с законопроектом должно определиться Правительство, а оно, увы, пока не определилось. Правительство должно иметь концепцию развития возобновляемой энергетики, а оно такой концепции не имеет, да и стимулов не видит».

Общественное обсуждение энергетической политики

На разработку инвестиционной программа РАО ЕЭС ушло всего несколько месяцев: первые сведения о подготовке программы появились в СМИ в конце 2006 года, а окончательное решение должно быть принято уже в марте 2007 года. «Каждое решение [в рамках инвестиционной программы ] анализировалось с участием местной администрации, ученых РАН и общественных организаций», – сообщил пресс-секретарь РАО ЕЭС. Он, однако, затруднился назвать имена общественных организаций, принимавших участие в дискуссии.

Крупнейшие зеленые организации опровергают это заявление. «Никаких дебатов или общественного обсуждения программы размещения новых энергетических мощностей не было, как не было и оценки различных вариантов решения проблемы на уровне регионов», – говорится в публичном заявлении по поводу готовящейся инвестпрограммы РАО ЕЭС. Экологи требуют провести общественные консультации по проекту.

Участие Европейского банка реконструкции и развития

По заявлению РАО ЕЭС, финансирование инвестпрограммы составит 3,1 трлн рублей. Основными источниками вложений станут собственные средства РАО ЕЭС, продажа акций, федеральный бюджет, а также кредиты и займы.

Привлеченные средства, по словам главы холдинга Анатолия Чубайса, составят около 15% инвестиций в программу, то есть порядка 450 млн рублей.

В конце февраля экологические организации обратились к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), предостерегая его от финансирования программы РАО ЕЭС.

По словам директора петербургского офиса ЕБРР Бруно Бальванера, банк уже много лет работает с энергетическим сектором в России. «Мы намерены продолжать поддержку реструктуризации энергетического комплекса, а также сосредоточиться на энергоэффективности, в частности – на сокращении потерь при производстве и передаче электроэнергии и на работе с крупными потребителями для того, чтобы максимально снизить их потребление», – заявил Бальванера.

Развитие возобновляемых источников значится одной из задач в Стратегии ЕБРР для Российской Федерации. Однако под возобновляемыми источниками Стратегия понимает не только приливную и ветроэнергетику, но и крупные гидростанции, которые разрушают речные экосистемы и считаются экологически опасными.

Что касается инвестиций в угольные станции, «относительно них могут вестись дискуссии», сообщил Бальванера.

Энергетическая политика ЕБРР, одобренная в июле 2006 года, запрещает банку финансировать строительство новых атомных станций. Вместе с тем, ЕБРР готов рассмотреть возможность реализации проектов, повышающих безопасность эксплуатации уже действующих АЭС. По мнению общественных организаций, такие вложения могут привести к продлению службы старых энергоблоков и отложить утилизацию АЭС на несколько лет.
В середине 90-х Россия подписала договор с ЕБРР, в рамках программы Фонда ядерной безопасности (Nuclear Safety Account), направленный на повышение безопасности старых реакторов ВВЭР-440 и РБМК. По этой программе ЕБРР предоставляет безвозмездные субсидии для закупки оборудования на АЭС. В рамках программы была профинансирована модернизация 1 и 2 блоков Кольской АЭС, четырех блоков Ленинградской АЭС, 3 и 4 блоков Нововоронежской АЭС. Несмотря на первоначальную договоренность, Росатом использовал программу для продления срока службы энергоблоков, отодвинув вывод из эксплуатации на 15 лет.

«В России программа Фонда ядерной безопасности провалилась, и ЕБРР неофициально признает это. В определенный момент у ЕБРР появились проблемы с российскими партнерами, которые не хотели закрывать энергоблоки. Я предполагаю, что был еще ряд более мелких вопросов, в которых мнение банка просто проигнорировано», – говорит координатор проектов в центральной Азии международной сети Bankwatch Алексей Пасюк.

По мнению Пасюка, именно эти конфликты послужили причиной постепенного свертывания сотрудничества в ядерной сфере – в то время как в других странах программы ЕБРР по ядерной безопасности переросли в фонды вывода АЭС из эксплуатации.

Вера Пономарева, www.bellona.ru