1d9365b-135.jpg.pagespeed.ce.LPj4RteT__Остановка поставок газа и открытый военный конфликт с Россией не оставили политическому руководству Украины иного выбора, как вплотную заняться усилением энергетической безопасности страны.

Стремительный взлет тарифов на воду, газ и отопление ставит жирную точку на эре “тарифных” заигрываний власти с населением. Игры закончились, начинается реальная борьба за энергетическую, а с ней и национальную безопасность Украины.

Основным оружием в этой борьбе должна стать энергоэффективность и тотальное энергосбережение. Последние опросы показывают, что общество готово активно подключиться и сотрудничать с государством в битве за энергонезависимость Украины.

Вопреки расхожему мнению, энергетическая зависимость Украины от восточного соседа не ограничивается только газом. В 2013 году страна потребила 50 млрд м3 газа, из которых импорт составляет 28 млрд кубометров, или 56%. В то же время, почти вся украинская атомная энергетика работает на российском ядерном топливе.

Учитывая, что АЭС производят около 44% всей электроэнергии, то выходит, что почти каждый второй киловатт в стране произведен на российском уране. Таким образом, если по газу мы зависим на 56%, то по ядерному топливу – почти на все 100%. Об этом факте почему-то упоминают нечасто.

В целом, за весь 2013 год Украина импортировала из России одного только газа и ядерного топлива на $12,6 млрд.

В перерасчете на каждого гражданина Украины, это $280. Из-за колоссальной неэффективности использования ресурсов (в чем Украина традиционно занимает лидирующие позиции в Европе), фактически мы платим из собственного кармана в казну соседнего государства, которое не стесняется на эти же деньги отправлять к нам наемников и военную технику.

Потому священным долгом государства, органов местного самоуправления, бизнеса и каждого гражданина на сегодня является превращение денег, которые мы платим за импортные энергоресурсы, во внутренние инвестиции. Каким образом?

Энергоэффективность должна стать не просто приоритетом государства, она должна стать государственной религией, догмой, аксиомой и “идеей фикс” отдельно взятого человека.



Страна парадоксов

В энергетической сфере Украина – страна парадоксов. Государство ежемесячно тратит сотни миллионов долларов на импортный газ, в то время как на энергоэффективность деньги не выделяются. Пока в цивилизованном мире повышают эффективность использования имеющихся мощностей, в Украине планируют увеличивать их число.

Вместо того чтобы сокращать потребление импортного газа, мы планируем заменить его на сланцевый. Государство все никак не осознает, что даже если Украина будет такой же богатой энергоресурсами, как, скажем, Саудовская Аравия, из-за аномальной энергорасточительности и неэффективности мы сожжем эти ресурсы впустую.

В современном мире выигрывают не те страны, которые владеют энергией, а те, которые могут эффективно использовать ее.

Взять, для примера, потери в электрических сетях. В Украине они намного выше, чем средние по ЕС, зафиксированные еще в конце 1960-х годов, и вдвое превышают современные показатели Запада.

Более того, если в начале тысячелетия потери уменьшались ускоренными темпами (на 2–3% каждый год), то в последнее время уменьшение практически остановилось. В 2009 году потери в сетях общего пользования составляли свыше 20 млрд кВт⋅ч. Это приблизительно столько же, сколько потребили предприятия сферы услуг и сельского хозяйства вместе взятые.

20 млрд кВт/час – это больше, чем годовой уровень производства электроэнергии двумя атомными реакторами-“миллионниками”. Уровень потерь в украинских сетях почти вдвое превышает экспорт электроэнергии.

infogr1

Таким образом, если довести уровень нормативных потерь тока в Украине до среднеевропейского, то можно значительно повысить эффективность работы всей энергосистемы страны и генерирующих мощностей.

Несложные расчеты свидетельствуют, что при снижении потерь в сетях до 6% можно сэкономить 10 млрд кВт∙ч электроэнергии в год. Это больше, чем за это время продуцирует один ядерный реактор ВВЭР-1000.

Имея такие потери, возникает вопрос, зачем строить новые реакторы, если, сократив одни только потери, можно отказаться от двух устаревших?

Конечно, возникает вопрос, где взять деньги на повышение энергоэффективности?

И тут обнажается другая национальная особенность политики энергоэффективности: уверенно занимая лидирующие позиции в мире по неэффективному использованию энергии, мы не хотим тратить деньги на энергосбережение. Притом, что в стране есть масса источников финансирования энергоэффективности как для промышленности, так и для бюджетных организаций. Это доказывает успешная деятельность банков развития (Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и т.д.) и международных фондов (НЕФКО, E5P и др.).

Во Львовской области уже несколько лет успешно реализуется программа снижения процентных ставок по кредитам для населения на энергоэффективные мероприятия. Инвесторы стоят в очереди на выдачу дешевых займов на энергоэффективность, а мы все продолжаем инвестировать в чужую экономику.

infogr2

Еще один парадокс. Если в Украине традиционно фокусируются на наращивание генерации энергии, то во всем остальном мире стараются сократить спрос у конечного потребителя. 1,52 млрд т н.э. (н.э. – нефтяной эквивалент) – именно столько энергии удалось сохранить в результате мероприятий по энергосбережению в 11 странах-членах Международного энергетического агентства с 1974 по 2010 год.

Это больше, чем было потреблено нефти и электроэнергии в целом.

Таким образом, энергия, которую удалось сэкономить, является наибольшим источником энергии за последние 35 лет в развитых странах.

Стратегический резерв

Не лишним будет напомнить, что энергоемкость валового внутреннего продукта Украины в два-четыре раза превышает средний уровень энергоемкости ВВП стран ЕС.

Например, ВВП Польши по паритету покупательной способности (ППС) больше ВВП Украины почти вдвое, хотя на производство такого объема ВВП тратится меньше топливно-энергетических ресурсов, чем в Украине.

ВВП Турции в три раза превышает украинский, опять-таки, при таком же объеме использования ТЭР. Эти факты демонстрируют отсталость и системный кризис украинской экономики, а также масштаб неэффективного использования энергии.

Исследования (“Рейтинг энергоэффективности Украины”) свидетельствуют, что благодаря повышению энергоэффективности в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и жилом секторе до европейского уровня можно снизить потребление почти вдвое.

В денежном эквиваленте эта экономия составляет порядка 185 млрд грн.

Много это или мало? За эти деньги, например, можно было бы построить более 3000 км дорог первого класса. Ежегодно! 3000 км – это расстояние между Львовом и Донецком и обратно.

185 млрд грн – это строительство более 900 отечественных поездов ежегодно!

infogr3

За эти деньги можно закрыть потребности армии и резко повысить эффективность системы здравоохранения и образования. Пора превратить наш потенциал энергоэффективности во внутренние инвестиции. Это повысит конкурентоспособность украинской экономики, уменьшит нагрузку на окружающую среду, улучшит платежный баланс страны.

Начать этот процесс несложно, он даже не требует бюджетных средств.

Прежде всего, нужен сильный и четкий закон Украины об эффективном использовании ТЭР. Муниципалитеты, предприятия и учреждения государственной и коммунальной форм собственности должны получить возможность оставлять денежную экономию от реализации мероприятий по энергосбережению у себя на покрытие процентов по кредитам и дальнейшие инвестиции в развитие.

Все потребители тепловой энергии должны быть оснащены счетчиками и автоматическими погодными регуляторами.

Для этого необходимо принять закон про обязательный учет тепловой энергии. Необходимо ужесточить строительные нормы и стандарты для новых зданий.

Повышение тарифов на газ и электроэнергию для населения можно компенсировать адресной помощью социально уязвимым категориям населения.

Общественные организации готовы к сотрудничеству с государством в информировании общества. Однако готово ли к этому государство?

infogr4

Не дожидаясь пока развернется и заработает неповоротливая, громоздкая бюрократическая машина, общественные организации и активисты взялись за обеспечение энергетической независимости Украины. 10 июля 2014 года, стартовала информационная кампания “Energy evolution UA. Бережи енергію. Збережи Україну!“.

Кремль сделал то, чего не удавалось ни одному правительству Украины – начать процесс поднятия тарифов до экономически обоснованного уровня.

Пришло время понять, что самая дешевая и экологически чистая энергия — это не энергия атомных станций или даже возобновляемых источников энергии. Это та энергия, которая не была потреблена.

Энергосбережение — крупнейшая “электростанция” и наибольший топливно-энергетический ресурс Украины. Энергоэффективность сегодня – это не опция и не альтернатива, это выживание страны завтра.

Автор: Артур Денисенко
Джерело: ЕП